МАНАГЕР: ПОНЯТИЕ ВНУТРЕННЕЙ ПРАВДЫ
Приветствуем вас на харьковской земле! Как вас встретила Украина?
Очень радушно, с большим и открытым сердцем! (смеётся). Пограничники совершенно были лояльные и аккуратные, проверили документы, втиснули штампы и мы собственно говоря, въехали. Ни одной автомобильной пробки, ни одного бранного слова не было, поэтому можно сказать, что встретили нас замечательно, по крайней мере, в этот раз.
Развивается ли “сибирский рок” и если да, то в каком направлении? Появляются ли новые, молодые группы?
Мне кажется, что пока налицо определённый застой. Если говорить о энергетической наполненности, то пока, в моём понимании, равноценной замены не произошло. Мне кажется, это произойдёт тогда, когда подрастёт поколение, которое не помнит страну СССР и её проблемы.
Планируется ли к выходу новый альбом группы “Родина” и если да, то как скоро?
Да, планируется. Дежурное название - "Добровольный Эдем". Мы его фактически записали, сейчас он сводится. Поскольку всё делается своими усилиями и спонсоров нет, то всё будет зависеть от рабочей ситуации. Но я думаю, что к осени 2008 года он выйдет.
Нас всех потрясла неожиданная смерть Егора Летова. Как вы считаете, кто займёт его нишу?
Вопрос не совсем корректный. В любом случае, другого такого человека не будет. Ведь дело здесь не только в том, что он был знаменитый музыкант. Все мы играем музыку и по мере общего контакта с людьми пытаемся донести до них своё миропонимание. Российский независимый рок эту ноту, эту интонацию выразит, а кто бы там чего не занял, покажет жизнь – кто будет ближе к молодёжи и к определённой части российского общества.
Национал-большевизм – что для вас эта идеология?
Вот тут ты меня поймал… Я наверное отвечу очень коротко и просто – система в обществе, которая делает упор на государствообразующий народ, в данном случае на русских, если говорить о России. Ведь национал-большевизм возник в Европе, в том числе и в Германии, поэтому там это была немецкая проблема. Если брать его в приложении к сегодняшнему дню, то национал-большевизм имеет весьма реальный смысл и основания в силу такой простой вещи – по российской конституции существует ряд национальных субъектов, значит, существует проблема национальностей. Например, партия парламентского большинства “Единая Россия” и её лидер провозглашают национальные проекты, само слово в ходу и предполагает какую-то из наций. Но все знают, что содружества наций не бывает, нация, она воплощается в себе. По Конституции среди 87 субъектов федерации нет русского субъекта, зато есть Дагестан, Чечня, Якутия. Всё нормально, всё правильно, каждый народ должен быть представлен и языком, и культурой и своими представителями в местном парламенте, но в таком случае возникает вопрос – а почему русские не представлены нигде? Например, в Челябинской области – челябинский народ, “челябинцы”, в Новосибирске живут “новосибирцы”, так это полный бред в моём понимании. Поэтому один из главных вопросов – как будут уживаться русы, великороссы, белорусы со всеми остальными, сейчас происходят сложные процессы, возможно восстание. Вообще, непонятно чем это закончится, когда кончится нефть, так или иначе по конституции закладывается разрушение страны. Национал-большевизм как я полагаю, предполагает неделение. Это, естественно, не означает ни ущемление, ни нацизм, ни шовинизм. История доказывала, что “старший брат”, как воспринимали малые народы русских и остался “старшим братом” – широкодушным, мудрым и можно вообразить, сколько денег было вбухано во все национальные окраины, включая Прибалтику, Среднюю Азию, которые для нас теперь, что называется, пошли прахом. В момент испытания этой “дружбы народов” в 1990-е годы все наши замечательные братья туркмены и прочие пошли на поводу у своих национальных элит. Хотя, как я понимаю, большинство граждан относились к нашей общей стране вполне нормально. Империя сократилась, в историческом смысле она может сократиться ещё, ведь 100 лет для истории – это не такой большой срок, но в РФ идёт, если так можно сказать, прирост населения – за счёт мигрантов, которые приехали, может быть двести тысяч, может быть триста, со своим языком, обычаями. Прошло всего лишь 17 лет, а мы имеем странный аспект кавказского не то что засилья или нашествия, а непонятно большого присутствия. Естественно все понимают, что эти люди приезжают зарабатывать, в широком смысле выкачивать деньги, являясь гражданами двух стран, там я не знаю – Армении и Азербайджана. Вопрос: откель, из Армении или из Азербайджана? Почему не хотите пойти в состав России? Зарабатываете? Тогда получается, что вы как бы на нас наживаетесь.
В своём творчестве в последнее время на что вы делаете упор?
У меня, мне кажется, упор всегда был на одну тему – есть понятие внутренней правды, понятие внутренней совместимости с тем миром, в котором ты находишься. Эти две штуки оживляют в тебе и в мире большое количество связей и ты пытаешься как бы разобраться, а попутно поделиться с теми людьми, которые приходят на концерты и ежели тебе это удаётся выразить чуть лучше (не от нескромности, а просто оттого, что на тебя будет больше людей ходить, а на кого-то другого – чуть меньше), это означает, что ты, наверное, более точно выразил ту или иную важную для какой-то группы людей вещь. Это вопрос внутреннего постижения реальности посредством песни, потому как петь песни – не означает, что вопрос закрыт в момент её сочинения, но в момент её перепевания ты всё равно всякий раз задумываешься – а о чём же ты её сочинил, сам становишься слушателем своей песни, потому как сочинение песни это прорыв, в каком-то смысле неожиданный скачок сознания, а последующее исполнение это наблюдение восхождения второго рода.
Создаёт ли российская власть проблемы для свободного развития рок-сцены в РФ?
В широком смысле – нет. Но, например, в Белгороде когда был концерт в поддержку Ани Петренко, власть создавала проблемы с получением площадки. Наверное, есть косвенное воздействие на рок-сцену – распространение масс-культуры, клубов, которые прокатывают поп-музыку, высокая арендная плата за съём того или иного помещения, большие, весьма немаленькие цены на билеты. Возникают специфические препоны, а ко всему прочему другая косвенная вещь: как правило рок – это дело молодых, по крайней мере, душой, и эта определённая ниша молодёжи и граждан в силу гигантского давления масс-культуры постепенно переориентируется и сам слушатель так или иначе уходит – может быть от малодушия, может, от беспросветности. Естественно, любой музыкант выживает с того, что он может иметь оплату проезда и если денег, которые ты зарабатываешь, не хватает на жизнь, работать очень тяжело. Существует косвенная тенденция выдавливания независимых музыкантов с музыкальной сцены России.
Занимаетесь ли вы политикой или сейчас все ваши усилия сосредоточены на музыкальном фронте?
Пожалуй, есть такая составляющая. Сейчас я являюсь публицистом. Пишу статьи на политические, культурные, музыкальные темы. За какие-то собственные взгляды я бьюсь, но в прямом смысле это не означает “заниматься политикой” т.е. ни в какой партии я не состою, ни к какому движению не принадлежу, в силу того, что нет полного воплощения или отражения моих представлений о том, как это должно быть и самое главное – ради чего. Поэтому я пока наполовину наблюдатель – наполовину “говорящий наблюдатель”, через свои статьи.
Каково ваше отношение к нынешнему режиму Путина-Медведева?
Я отношусь негативно, в силу того, что возник такой странный нарост… Фактически Россия идёт к авторитаризму, потому что сама избирательная система и избирательное законодательство, уровень участия оппонентов официальной власти нивелируются. Есть определённые рычаги, посредством которых власть отдаляет оппозицию от возможности полноценного участия в избирательном процессе, а уж тем более от влияния на те или иные процессы, протекающие в стране. Когда такое происходит, это неправильно и несправедливо, поэтому я отношусь негативно. К тому же в обществе стали проявляться всё чаще и чаще классические черты того, что я наблюдал во времена позднего социализма, те самые признаки застоя, определённого развращения как отдельных граждан, так и на массовом уровне. Падение уровня ценностей, ответственности, высокий уровень коррупции, определённое смещение главного смысла жизни нации, в зависимости от взглядов отдельно взятых людей с прозападным мышлением, которое не стыкуется с мышлением чисто российским, не говоря уже о русском. Получается такая система двухклассового общества – власть и народ, правители и исполнители. Ну как относиться к этому? К этому нельзя относиться положительно!
Эдуард Лимонов, его современная политика. Что вы думаете о его последних шагах?
Как сказать… Мне кажется, Лимонов делает то, что он и должен делать. Он занял определённый, может быть, провокационный, экстрарадикальный сегмент политики, основанный на крайне жёсткой позиции и на участии молодёжи. Ко всему прочему он совершил если не подвиг, то имеет определённую заслугу – он создал партию, которая стала запрещённой даже не являясь фактически партией, т.к. она так и не была зарегистрирована. Cамо по себе это явление неплохое и нормальное – человек занимается политикой, а его партию запрещают, значит он опасен, значит он мешает, и от него надо избавиться. В практическом смысле это хорошо. Второй момент – это то, что организуются Марши Несогласных в Москве и Питере, в Самаре, в Горьком, которые так или иначе объединяют часть левого движения, неважно, в широкую коалицию или нет, это тоже его заслуга, это тоже успех. Как я узнал, вчера была Национальная Ассамблея “Другой России” то есть была очередная попытка объединения всех левых сил, тоже неважно, насколько удачно она прошла, главное, что удалось собрать людей, начать какой-то разговор, а эта тема выстрелит может быть через два или три года. Поэтому в широком смысле я оцениваю его деятельность весьма положительно, невзирая на то, что у нас были какие-то личные конфликты, когда я состоял в партии. Это вопрос внутренней этики, кто там был неправ, кто был прав, видно только изнутри. К тому же учитывая его возраст – за 60 лет, он выглядит бодряком, он стал отцом, он ведёт активный образ жизни, остёр на слово, он издаёт свои книги и как мужчина я не могу не улыбнуться и не возрадоваться, что такие люди есть в России.
Существует ли сейчас в Новосибирске организация нацболов? Что делает ваш и наш давний друг Дмитрий Казначеев?
Мы общаемся, перезваниваемся. Он, как и все мы дистанцировался от НБП и “Другой России” и не вошёл ни в какую организацию, партию, движение. Он работает, наблюдает, оценивает ситуацию, а само отделение насколько я знаю, просто развалилось. То есть совершаются какие-то редкие арт-акции, там есть несколько активистов, которые проводят НБ-выставки, какие-то разовые флэш-мобы. Насколько я могу знать, в том виде, в котором существовало отделение, оно не существует и та деятельность, которая была – политическая и культурная, не проводится.
Ваша политическая оценка “Евразии” Дугина?
К ней я негативно отношусь. Что значит негативно? Я не разделяю мнения Александра Гельевича в отношении “евразийского мышления”. Мне кажется, что этот путь не ведёт к единству страны, сближению людей и складыванию впоследствии новой национальной идеи, а скорее разводит их, разделяет каждую нацию по религиозному, социальному и другим признакам, это моё мнение. Я немножко писал на темы национал-большевизма, экономики США и о национальной стороне вопроса, полемизировал с работами Дугина и считаю, что этот путь не совсем верный.
Мы желаем вам успехов на концертах, как здесь, в Харькове, так и в Киеве и Донецке! Пусть ваш тур будет удачным!
Спасибо!
18/05-2008г.