[реклама вместо картинки]

Форум НБП-Киев

Объявление

7 августа 2007 года Верховный суд РФ признал уже несуществующую НБП экстремистской организацией. Очевидно, это политическое решение, и принималось оно отнюдь не в Верховном суде, а напрямую в администрации президента Путина.

Признание организации экстремистской не влечет за собой запрет на участие в политической деятельности для бывших ее членов, в рамках других организаций. Например, в коалиции «Другая Россия».

Так что не дождетесь!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум НБП-Киев » Киноискусство » "Город Зеро" Карен Шахназаров


"Город Зеро" Карен Шахназаров

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

http://smages.com/thumbs/19c6aef5ea6abae4873138ec2141672d.jpg

Год выпуска: 1988
Страна: СССР
Жанр: Трагифарс

Режиссер: Карен Шахназаров
В ролях: Леонид Филатов, Олег Басилашвили, Армен Джигарханян, Евгений Евстигнеев, Петр Щербаков, Алексей Жарков, Владимир Меньшов

Описание: Отправившись в командировку, герой фильма неожиданно попадет в фантастический город. Он очень похож на наш мир, только скрытая абсурдность повседневной жизни здесь стала явной. Город Зеро открывает герою одну тайну за другой, и вернуться в привычную реальность становится все трудней...

Кадры из фильма:
http://smages.com/thumbs/d803fe07529d04c944a6ad00c9feb2db.jpg http://smages.com/thumbs/6a62d5d6201944ec5c16f6cffe21b892.jpg http://smages.com/thumbs/7cc834a49bf43c6ba8d34b7441385784.jpg http://smages.com/thumbs/b39b2c9fc43aa311363e7c05cdb7302a.jpg http://smages.com/thumbs/42170c35d11c7a2860faf5ee9ba27362.jpg http://smages.com/thumbs/de5d3acb2d3e69f38c7033b200c4f13a.jpg http://smages.com/thumbs/83ebd64741280424057d56dc6f492d61.jpg http://smages.com/thumbs/2a3d5cb2a1ccecc812134bf85bed7ea2.jpg http://smages.com/thumbs/53a8ec2420919a374e99c85bfc1b95f9.jpg http://smages.com/thumbs/cc284481b7fd4be2db7e8e917066de22.jpg

0

2

Рецензия советских времён

Город Зеро: По ту сторону здравого смысла

Искусство, до сей поры ощущавшее себя как жизнь подлинную — с истинными понятиями о реальности, о добре и зле, нынче делает определенные усилия, чтобы остаться самим собой, осознав опасность опошления еще недавно крамольных истин. Оно не хочет, чтобы его принимали за жизнь, и вновь уходит в «эзопову речь», в фантастику, подчеркнутое иносказание. Но куда там! Нет ничего «выдуманного», что не нашло бы приюта на нашей грешной земле. Не потому ли любая фантастика оборачивается у нас самой что ни на есть доподлинной реальностью? Ну вот, теперь сделан фильм о том, как именно это происходит. И может произойти снова.
Картина, подобная «Городу Зеро» К. Шахназарова и А. Бородянского, должна была появиться, и в этой предсказуемости ее появления — неожиданная драма авторов. Кажется, что в фильме нет особой тайны, а стало быть, и «художества» (не путать с мастерством, профессионализмом и т. п.). И в том, как принимают картину зрители и особенно критики, выражается энтузиазм преимущественно общественный, нежели эстетический.

Понятно, например, что фильм — «против» абсурда, и этот самоочевидный пафос и смысл лишь слегка прикрыты как бы условными образами, за которыми узнается родимая советская действительность. Что остается критику? Только назвать кошку кошкой (это про нас!), определить основной художественный прием (фантастический гротеск), жанр (комедия), и все встанет на свои места, а нехитрая символика расшифруется «на счет раз». Знаем мы, знаем эти остановившиеся поезда, эти Богом забытые станции, откуда на Москву уже ничего не идет, и— увы!— «начальник не поможет», эти заводы, где не выдают пропусков, но куда можно войти «по звонку», эти дороги, упирающиеся в лес (обязательно темный), это вечное кружение на одном месте — в городе, в гостинице, в лесу, эти насквозь прогнившие дубы — то ли их охранять, спохватившись, то ли на сувениры растащить, и наконец, знаем мы эти лодки без весел, нас не проведешь! Да и сам город Зеро — не есть ли это наше прошлое с приуготовленным музеем собственной истории — для наглядности, этакий современный Миргород, образ духовной провинции, куда не дошли еще новейшие директивы? Ну, и значительная часть общества так себя ощущает. Сольемся же в экстазе новообретенной гражданской смелости.

В такой ситуации зануда критик становится фигурой прямо-таки одиозной. Смысл лент, как уже говорилось, ясен и без него, а профессиональные выяснения отношений как будто далеки от массовых запросов. Вот и коллеги восстали— против себя же: «не надо поверять алгеброй» этот фильм, потому что это может выявить, кроме всего, еще и абсурдность теоретизирующей критики» (Дая Смирнова «Вызов абсурду», «Советская культура», 2 марта 1989 г.). Отчего же «не надо»? Ведь фильм о советском абсурде именно что нуждается в подобного рода «абсурдной» критике, дабы соответствовать предмету, тем более что «технологические» просчеты картины как раз налицо (их отчасти перечислила И. Шилова в «Мнениях», № 2). Итак, напомню, добавив собственные претензии: со второй половины ленты внимание ничем не поддерживается, а к сцене хорового, пения в гостинице и вовсе затухает. Леониду Филатову становится нечего играть — все реакции удивления, возмущения, потрясения, затравленности, страха и усталости он быстро исчерпал, а в действии ему развернуться не дали, энергический характер актера оказался скован, и он дал фильму меньше, чем мог бы. Наконец, не хватает выдумки, равно как и глубины постижения истории, и абсолютно не проработаны фигуры фона. Что в итоге? «Сильный и емкий» (В. Кичин) образ застоя. И все. Привет семье. Тема исчерпана. Чисто субъективные ассоциации оставим в стороне и не будем тревожить тень Тарковского.

Коварная штука — абсурд: стоит над ним задуматься — и он уже предстает как закономерность бытия. Прямой смысл переживаемого времени давит на зрительскую фантазию и смещает ассоциативный ряд фильма. Все уже до выхода картины были наслышаны о голой секретарше, с которой сталкивается герой. Никто не вспомнил

Никто не вспомнил Булгакова (или я ошибаюсь?), но все — проклятую бюрократию. Или: после долгих лет господства многообразных исторических табу-прошлое показалось музеем, где собраны разного рода мифы и представлен всякий сброд. Должен кто-то провести нас по нему, по музею? Авек плезир, как говаривал персонаж того же Булгакова, и вот уже принцип выбора экспонатов и их дальнейшего участия в действии перестает быть интересным, и не система остановленных мгновений, их смысл становится важен смотрящему, а «кого показали». Так обесценивается главное в картине — ее собственный культурный контекст, а не пресловутая «злободневность». Так разгадываются кусочки мозаики — без ощущения целого. Картина постоянно — так же, как авторы своего героя — возвращает к одним и тем же эпизодам и положениям, требуя додумывания. Хочу рискнуть и начать там, где остановились коллеги.

Шахназаров с Бородянским создают не образ времени,— вчерашнего ли, сегодняшнего ли, а, на мой взгляд, очень точно выражают ощущения человека, начавшего осмысление своего места в мире, в социуме «с нулевой точки» (еще один смысл названия «Город Зеро»). Кажется, все так просто: послали тебя, Варакина Алексея Михайловича, инженера 45—47 лет, в командировку. Город, правда, странный, тихий, будто выметенный, но ведь ночь же! Утром разберемся. А утром — нагая секретарша в приемной. Ну, обалдел. Ну, смутился. Сообщил местному начальству— конфуз же! А тут, оказывается, главный инженер уже восемь месяцев как утонул в речке, а директор только что об этом узнал от вполне, оказывается, компетентной Нины. Ну, вышел за ворота, а лозунг про перестройку висит. Встряхнул головой — мало ли что бывает! — и пошел обедать.

А за тобой наглухо закрыли дверь, и вот уже тебе одному в ресторане подают на десерт собственную голову! И мотивируют это творчество масс куда как уважительно: «Понравился человек человеку!» А тебе это не нравится. Ты привычно возмущаешься, а уже не только, как в проходной завода, «откликаешься» рефлекторно на безобразия. А в ответ на возмущение — выстрел, и вот уже сидишь и оправдываешься, а на тебя смотрит— из-под портрета Дзержинского — замечательный человек с лицом Алексея Жаркова и очень пронзительными глазами.

Дальше — больше. Уехать бы отсюда! — закрадывается в душу спасительная — не мысль даже — интуитивная зацепка. Но так просто не выбраться! Еще срабатывает рефлекс цели, еще не ушло чувство дома — такого понятного, теплого, с женой, озабоченно спрашивающей, не болен ли. Да нет, вроде... А шоссе между тем не кончилось— оборвалось. А в лес еще страшно. Свернем-ка на огонек.

Надо заметить, что после слов «билетов нет, начальник не поможет» как раз и возникает завораживающая музыка Э. Артемьева, и герой Леонида Филатова и впрямь начинает испуганно озираться, предчувствуя, что «все не просто так» и что он влип. И дальше уже идет полная фантасмагория — в течении сюжета. А реальность, однако, посылает сигналы, удостоверяющие, что он все-таки не оторвался от «почвы», и чем дальше в фантастику Города, тем дальше в реальность,

Пока же Варакина опускают на глубину в 28 метров, взяв 30 копеек «за осмотр экспозиции» (помните, как у Булгакова кот совал кондукторше гривенник?). Еще успокаивает глаз плакат «В правде истории — источник нашей силы!», но уже, воззрившись на Аттилу. Варакин узрит собственное, слегка загримированное, лицо. И с двух сторон на него навалится Прошлой со стороны исторической мифологии массового сознания (разные Самозванцы, крещение Руси, троянцы на территории СССР, и на робкое «Чушь какая!» тебе ответят: «Как неопровержимо доказал...», и поди опровергни), и со стороны официально-партийной мифологии — Сталин, Хрущев с Кагановичем, стахановец Егор Быков, герой Великой Отечественной майор Соколов, а рядом первые исполнители рок-н-ролла и первая «путанка» по имени Мартышка. История начинает приобретать человеческий и умопостигаемый вид — уж собственная-то память не обманет! И музыка вон — под стать временам: «Сулико», «Дорогая моя столица», и далее — рок! Рок!.. Движемся к дням сегодняшним.

И одно исключение. Когда камера скользнет по «остановленному моменту» ГУЛАГа и затем задержится на вещах, отобранных у заключенных (часы, очки, портсигары), зазвучит тихая гитара. Эта же мелодия— «Ночь светла над рекой» — будет и в финале, когда вконец очумевший Варакин сядет в лодку и посмотрит на нас — устало и понимающе. Этот круг тоже замкнется, мы из него не вышли.

Но дальше, дальше! Даже музей, даже предсказание мальчика Миши о том, что «вы никогда не уедете из нашего города», не прояснило Варакину серьезности положения. Тем более что привычные компоненты жизни остались на месте — наследники Дзержинского взяли с него подписку о невыезде,— а ведь это был последний шанс уехать, и его спутница Анна, готовая подбросить на машине до станции, так была похожа аж на Марину Мнишек из музея! Ну, работа такая — всегда знать, где можно найти нужного человека.

Только в сцене с прокурором города, впервые предъявившим Варакину не банальный бытовой аргумент (нельзя уехать — билетов нет, или отчитайтесь в том, что вы не верблюд!), а идею государства, по-прежнему требующего жертв уже не самой идее, не идеалу и даже не интересу — абсурду! — Варакин, уже готовый отречься от родного отца и признать, что он сын убитого повара Николаева — Махмуд, произносит сакраментальную фразу: «Что я должен делать?» Пакт с дьяволом заключен. Отныне один из музейных эпизодов — тот самый, с рок-н-роллом (а мог бы любой другой), обнаруживает свою подлинную подоплеку. Шахназаров берет мифологизированную историю крупным планом: одним «шестидесятникам» ломали хребет как первопроходцам свободы, хоть бы и рок-н-ролл танцевать, другие— потеряв голос после неудачной попытки самоубийства, по-матерински целуют героя, как бы говоря: «Вы такой же. Вы сохранили наши идеалы». Будто главная доблесть человека — быть похожим на кого-то.

В трех эпизодах— в сцене у прокурора, на даче у писателя Чугунова (блистательно сыгранном Олегом Басилашвили), и, наконец, в сцене открытия клуба рок-н-ролла имени Николаева, будто специально ушедшего в мир иной, чтобы его можно было чествовать — зерно концепции картины. Это уже сегодняшнее — разрешенные «либеральные» танцы с ощущением, что вот-вот прикроют, прихлопнут «свободу», и бессилием десницы карающей, при настороженном внимании единственной реальной власти (ее представляет актер Петр Щербаков). Это кажущийся плюрализм мнений по поводу прошлого: или я знаю, что ты не сын повара Николаева, но будь им ради великого государства, его будущего, или же да, ты сын или нет— неважно, но выступи, станцуй, скажи, что ты наш. Чей лозунг подхватишь?

Тут самое время предложить Варакину остаться на выгодных условиях — купить, а фильму — закончиться. Питающая его, фильм, энергия анализа тех законов, по которым действует советский абсурд, иссякла. Не выдумки, как мне кажется, не хватило авторам — они оказались на реальном распутье соблазна социальной прогностики и необходимости анализировать то, что еще себя не проявило. Они остались на уровне ситуации, когда, говоря словами Тынянова, «еще ничто не решено».

Но так, как было раньше, с дурной бесконечностью одних и тех же уроков, на которых не учатся, больше невозможно. Вырвался, убежал Варакин в лес и все кружит. А смотритель (Е. Евстигнеев) гасит в музее свет. Погас Сталин, погасли Хрущев с Кагановичем. Прошлое — в буквальном смысле — не возвращается, хотя кажется, что исхода нет из болота. Но стоит нашему здравому смыслу свернуть в наезженную колею и снова воззвать, под гнетом державного абсурда, к кому угодно— «что я должен делать?», а не решить самому — беда. Точно «на нуле» окажемся, да и этот вариант «с нуля» уже попробовали. Хватит.

http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/334/

0

3

Расшифровка C. Кара-Мурзы

Волшебная флейта перестройки: фильм «Город Зеро» как учебная задача

За десять лет телевидение всего пару раз показало фильм Карена Шахназарова «Город Зеро» (1988 г.). Скупо, если учесть ранг фильма. Его полезно было бы посмотреть всем, кто стремится понять, какой технологией разрушается общество.

* Фильм сделан в жанре «масонского искусства». Это не значит, что режиссер - обязательно масон. Это жанр, в котором философская или политическая идея передается в художественных образах в виде шифровки, доступной немногим, но влияющей на подсознание зрителя. Шифром служат аллегории, иногда красивые и легкие, иногда тяжелые и страшные. Одно из лучших и самых красивых творений Моцарта, опера «Волшебная флейта» - пример такого жанра. В ней изложена философская идея масонства, согласно которой истина доступна лишь посвященным. Даже герой, движимый любовью и стремлением к добру - пешка в их руках. Лишь в финале он узнает, что злой волшебник, похитивший девушку и заточивший ее в темницу, где ее домогается страшный Мавр - борец со злом. Взял он в заложницы дочь Царицы ночи, чтобы оказать на нее давление - вроде как ООН давит на Саддама Хусейна, убивая голодом иракских младенцев. «Волшебная флейта» красива и легка, «Город Зеро» тяжел и страшен, а жанр тот же.

* Работа над фильмом началась в 1987 г., а когда возник замысел, неизвестно. Неизвестно также, помогал ли советом папа режиссера, ближайший помощник Горбачева. Когда фильм вышел на экран, он воспринимался просто как хороший фильм абсурда. Странно, что даже через пять лет, когда все уже могло стать ясно, один из ведущих актеров фильма, с которым я смог побеседовать, так и считал его фильмом абсурда. Во всяком случае, во время съемок, по его словам, никто из его коллег скрытых смыслов не заметил.

* На деле в фильме сжато и талантливо изложена программа перестройки. В нем показано, как можно за два дня довести нормального и разумного советского человека до состояния, когда он полностью перестает понимать происходящее, теряет способность различать реальность и продукты воображения, в нем парализована воля к сопротивлению и даже к спасению. И все это без насилия, лишь воздействуя на его сознание и чувства.

* Вся перестройка Горбачева и была такой программой, и когда советских людей довели до такого состояния, как героя фильма, можно было безопасно сделать абсолютно все: расчленить СССР, ликвидировать советскую власть и все социальные права граждан, отнять собственность и даже личные сбережения. Всякой способности к борьбе они были лишены.

* Как художественное произведение фильм сделан блестяще, вдохновенно. Плотность смыслов достигнута невероятная. Актеры играют безупречно. И силы были собраны мощные (Л.Филатов и Е.Евстигнеев, В.Меньшов и Джигарханян, Басилашвили и другие). Примечательно, что явно незаурядный фильм никогда как следует не рекламировался. Он как будто был сделан для узкого круга.

* Сейчас, после опыта десяти лет, соответствие хода реальных событий с программой, зашифрованной в фильме, очевидно. В 1996 г. при Комитете по безопасности Госдумы полгода работал семинар, посвященный технологии разрушения «культурного ядра» общества. Это был редкий тип собраний, где встречались и находили общий язык, хотя и не без трений, специалисты и от демократов, и от оппозиции. Одно из последних заседаний семинара как раз и было посвящено разбору фильма «Город Зеро» (все участники специально его просмотрели). Все сошлись на том, что фильм весьма точно предвосхищает процесс разрушения «культурного ядра» советского общества. Мнения разделились по второстепенному вопросу: предписывает ли фильм программу разрушителям (то есть служит ли он им методикой) или он предупреждает об опасности? Точно ответить на этот вопрос невозможно, да и вряд ли сейчас необходимо. Важно использовать фильм как урок. Ведь многие части программы начинаются по второму, а то и по третьему кругу.

* В кратком разделе затрону лишь главные удары по сознанию «совка», показанные в фильме. Первый удар - помещение человека в ситуацию невозможного, запрещенного всеми культурными нормами абсурда, при том, что окружающие люди воспринимают его как нечто вполне нормальное. Сюжет таков: инженер Варакин из Москвы приезжает в командировку на завод, идет к директору и видит, что секретарша в приемной сидит голая. Люди входят и выходят, отдают ей что-то срочно перепечатать - и никто не удивляется. Директор, которого предупреждает потрясенный Варакин, выглядывает в дверь и подтверждает: «Действительно, голая. Так в чем ваш вопрос?». Варакин раздавлен, ряд нелепостей в поведении директора лишь подкрепляют главный удар. Он выходит уже больным, привычные атрибуты порядка - портрет Ленина, доска соцсоревнования - уже не защищают от хаоса [272] . Снято одно из табу, сохранявших общество и ставящих любого человека в «систему координат».

* Создание ситуаций абсурда в связи с самыми обыденными нормами очень широко использовалось в перестройке. Помните, в солидных театрах в пьесы стали включать постельные сцены, в печати узаконили мат, а «Московский комсомолец» стал расписывать прелести «орального секса». Газета ЦК ВЛКСМ! Потом усложнили. Вот, Сахаров на съезде депутатов вдруг заявил, что в Афганистане командование Советской армии при малейшей опасности окружения приказывало уничтожать собственные войска с воздуха. Обвинение дикое, у некоторых женщин-депутатов вызвало шок до слез. Какой-то депутат-афганец стал протестовать, а Сахаров ему ответил: «Докажите, что я неправ». Опять абсурд: он, рыцарь правового государства, как будто не знает, что бремя доказательства возлагается на обвиняющую сторону. И при этом сидит спокойно Горбачев, улыбается весь Президиум, молчит генерал Громов. Секретарша голая, а все считают, что так и надо!

* Отдельно в фильме развита тема абсурда, связанного с кровью: в ресторане гостиницы Варакин отказался попробовать приготовленный для него поваром торт (в виде головы самого Варакина), и повар на его глазах застрелился. Когда абсурд сопряжен с кровью, человек почти сломан - все нормы и права кажутся ничтожными.

* В августе 1991 г. абсурд с кpовью обрушили на нас прямо установками залпового огня. Возьму лишь мелкие эпизоды. «Арестовывать» министра СССР Пуго поехал Явлинский, тогда вообще частное лицо (для непосвященных). Не успел аpестовать - Пуго и его жена «застрелились» (почему? зачем?). Но ощущение абсурда надо было еще усилить, и Явлинский вытащил тему пистолета. Конечно, умом Явлинский даже не Спиноза, но не такой же он болван, чтобы не видеть нелепости своего объяснения. Мы, мол, удивились, как это Пуго смог после выстрела аккуратно положить пистолет на тумбочку у изголовья. Но потом все разъяснилось - ведь из того же пистолета после него застрелилась его жена (она лежала на полу посреди комнаты). Этот комментарий Явлинского мог быть рассчитан только на то, чтобы создать у граждан шок от абсурда.

* А возьмите другой кровавый спектакль: трое молодых людей, в антикоммунистическом угаре поджигают в туннеле БМП советской армии и в результате несчастного случая гибнут. Их награждают - за что? А главное, как! Им присваивают звание Героев Советского Союза с Орденом Ленина в придачу! Даже присуждение им Нобелевской премии мира было бы менее абсурдной наградой.

* Конечно, сила фильма в том, что он показал воздействие абсурда на сознание и подсознание наглядно, в чистом виде, как в научном эксперименте. А уж прикладные разработки делало множество практиков.

* Но это - лишь артподготовка. После нее идет наступление широким фронтом, и главное оружие - разрушение исторической памяти . Здесь самый длинный эпизод фильма - экскурсия Варакина в краеведческий музей с пояснениями смотрителя (Евстигнеев). «Осмотр» истории города начинается на глубине 28 метров. В начале перестройки, когда нас уже начали поражать «историческим» бредом о войне и репрессиях, мы еще и не подозревали, на какую глубину будут перекапывать историю. Лишь весной 1991 г. мне пришлось быть в Гарварде с целой делегацией философов из АН СССР, которые с серьезным видом доказывали, что Россия стала «империей зла» уже потому, что приняла Православие и породила Александра Невского. Тогда же начались и споры о том, кто владел Воронежской областью в VII веке, не является ли Венеция славянским городом, а чеченцы - единственными на свете арийцами.

* В фильме угол музея украшен красноречивым плакатом: «В правде истории - наша сила». Нечто подобное сказал создатель другого важного фильма («Земля и воля») англичанин Кен Лох, чьи слова уже упоминались: «Тот, кто пишет историю, господствует над будущим. Сегодня историю пишем мы». В музее города Зеро для советского инженера хватило всего-то десятка экспонатов, чтобы лишить его всякой опоры в родной истории. Правда, абсурдную «историческую правду» надо было подкрепить авторитетом профессора Ротенберга, анализа ДНК, компьютера, восстановления портретов по методу М.М.Герасимова - авторитетом «науки».

* Всякая история мифологизирована, но человек может опираться на нее, если она связана единой «цепью времен». Чтобы разрушить сознание человека (или народа), самое главное - рассыпать историю, ввести в нее абсурдные, ни с чем не сообразные эпизоды, как вирусы в компьютерную программу. Смотритель ошарашивает Варакина уже первым экспонатом - саркофагом основателя города, троянского царя Дардона (да и костями, как-то глумливо разложенными в саркофаге). Дальше - когорта древних римлян, якобы забредших в город по пути из Британии. Кровать вождя гуннов Атиллы, на которой он обесчестил вест-готскую царицу и с которой собрал сперму для анализа проф. Ротенберг. (Буквально то же самое делает сегодня один академик-математик, утверждая в своих pоскошно изданных книгах, что Дмитpий Донской, Мамай и Иван Гpозный - это одно и то же лицо).

* Затем смотритель выбирает экспонаты очень точно - как будто указывает эпизоды, которые должны стать в идеологической вакханалии перестройки забойными темами. Вот эти темы: спор о выборе религии у Владимира; Смута и Лжедмитрий; Сталин в 1904 г.; Азеф и революционный террор; pасстрел царской семьи; Гражданская война и сталинские репрессии; Отечественная война - через упоминание об американской помощи и нелепый миф о подвиге нашего летчика; тупость официальной идеологии и диссидентство. Все это подано поразительно емко и точно, с замечательной игрой Евстигнеева. Он как будто урок давал ведущим нашего перестроечного телевидения: говоря о чьей-то гибели, он начинал странно смеяться.

* Во время осмотра подчеркивается значимость фигур, которые нас нисколько не интересовали в 1988 г., но которые почему-то всплыли чуть позже. Например, брат Свердлова, усыновленный Горьким Зиновий Пешков (Авербах) - масон и международный авантюрист, советник от Франции при штабе Колчака. Почему в перестройке ему придали такое значение, что Э.Рязанов подготовил о нем чуть ли не серию телепередач? Разбирая «осмотр», можно предположить, что у «совка» важно было создать ощущение, что вся история пишется и делается по команде из одного центра, что «все схвачено» и нет места никакой личной и народной воле и деятельности.

* Сначала над всеми поставлен Азеф, потом паpа братьев - Свердлов и Пешков. Даже Махно, который, как нам говорили, громил еврейские местечки, имел, оказывается, еврейскую артиллерию. Революцию в идеологии, которая через тридцать лет станет «перестройкой», в городе начинает сотрудник МВД (он первым танцует на молодежном вечере рок-н-ролл). То есть, помимо устройства хаоса в сознании, такая «история» делает то же, что в отношении современности делает сегодня передача «Куклы». Убеждает в том, что все мы - марионетки, а нити в руках неведомой нам целенаправленной силы. И всякое сопротивление бесполезно.

http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul101.htm

0

4

Мистическая трагикомедия "Город Зеро"

Карен Шахназаров - режиссер достаточно разноплановый. Практически ни один его фильм не похож на другой. Достаточно сравнить такие совершенно разные картины, как "Мы из джаза", "Город Зеро", "Американская дочь", "Курьер", "Яды или всемирная история отравлений", чтобы в этом убедиться. По этой же причине у меня достаточно неодинаковое отношение к фильмам этого режиссера. "Мы из джаза" - отличный фильм, очень симпатичный и добрый. "Американская дочь" - жуткая клюква, совершенно попсовая и беспомощная. "Курьер" - картина неплохая, но повесть (написанная Шахназаровым), по которой поставлен этот фильм, мне понравилась больше. У меня было впечатление, что Шахназаров сам испортил свой сценарий. Потому что оба главных актера - Дунаевский и Немоляева - настолько не походят на образы, созданные в повести "Курьер", что фильм смотреть сложновато. О "Ядах или всемирной истории отравлений" я уже писал. Мне этот фильм показался весьма слабеньким.

Но "Город Зеро" - о, это совсем другое дело. "Город Зеро" у меня не только самый любимый фильм Шахназарова и Бородянского, но и один из любимейших российских фильмов. Он настолько отличается от всех остальных картин Шахназарова, что просто диву даешься. Причем, как явствует из интервью и Шахназарова, и Бородянского (который был автором сценария), они, снимая этот фильм, вовсе не рассчитывали сделать настолько культовое и символическое кино. С "Городом Зеро" получилось примерно так же, как и с "Кин-дза-дза": снимали комедию абсурда, по большей части прикалываясь, а получилось нечто символичное и очень мистическое.

Как рассказывал сам Бородянский, сценарий "Города Зеро" писался как комедия. Эдакая комедия абсурда с небольшим социальным подтекстом. Причем, несмотря на сплошной гротеск, многие сцены из "Города Зеро" были Бородянским взяты из жизни. Например, торт в виде головы Варакина. Этот случай произошел с Вахтангом Кикабидзе. В одном ресторане ему преподнесли именно такой подарок: торт в виде головы его самого, причем повар-кондитер жутко обиделся, когда Кикабидзе отказался съесть этот подарок. Ясновидящий мальчик тоже взят Бородянским из жизни. В фильме эта сцена смотрится откровенным гротеском, но тем не менее это тоже написано с натуры. Да и вообще город Зеро, по словам Бородянского, это его родная Воркута. Немного утрированная, конечно, но именно такая, какая она есть на самом деле. Так что же за фильм "Город Зеро", о чем в нем рассказывается?..

Простой советский инженер Варакин (Леонид Филатов) приезжает в командировку из Москвы в небольшой городок. Варакину нужно решить с директором завода вопрос о каких-то поставках предприятию Варакина. Обычная, даже нудная командировка. Маленький город, мимо которого идет не так много электричек, сонная провинциальная гостиница, мухи на окнах и все такое.

Однако с момента посещения Варакиным директора вдруг выясняется, что в этом городе Варакин как бы выпадает из какой-то плоскости. Несколько привычных плоскостей по-прежнему присутствуют, но вот одна из них - совершенно недоступна для понимания. Что-то в ней не так. И Варакина это полностью дезориентирует. Одно дело, когда под воздействием некоего стихийного бедствия - землетрясения, торнадо или выветривания - полностью рушатся все плоскости. Но здесь все понятно - стихийное бедствие, форс-мажор, непреодолимая сила и все такое. Однако в городе Зеро ничего подобного не происходит. Город живет своей обычной, достаточно сонной жизнью, но одна жизненная плоскость повернута на 90 градусов. Или на 180. Или на 45,5.

В чем это проявляется? Во многих моментах. Например, секретарша директора завода сидит за пишущей машинкой совершенно голая. Ну то есть совсем. Как Ева в Эдеме. Но проблема не в том, что она голая - мало ли, обокрали, потеряла одежду или просто таким образом выражает свой протест... Проблема в том, что для нее это обычное состояние. И никто на ее наготу не обращает внимания. Все остальное выглядит точно так же, как в приемной директора любого другого завода - портрет Ленина, доска почета, графики выполнения и перевыполнения, заводская стенгазета. И только секретарша обнаженная.

У Варакина начинает ехать крыша. Ну как же так? Не бывает обнаженных секретарш. Он точно знает! Он объездил кучу заводов. Нет, они, конечно, бывают обнаженными, но не на рабочем месте. У Варакина остается слабая надежда на то, что директор (Армен Джигарханян) разберется в этой ситуации, накажет секретаршу и плоскость вернется на привычное место, однако когда Варакин сообщает директору о наготе секретарши, тот подходит двери, смотрит и говорит: "Действительно, голая. Так в чем ваш вопрос?"

Но дальше - еще хуже. Плоскости начинают смещаться все больше и больше. Варакин идет пообедать в местный ресторан, и ему вдруг неожиданно приносят десерт, который он не заказывал - торт в виде головы Варакина. Инженер, разумеется, отказывается есть этот торт. После этого повар, приготовивший торт, заканчивает жизнь самоубийством чуть ли не на глазах Варакина.

Дело плохо, понимает Варакин, в этом городе все сумасшедшие. И он собирается быстро уехать в Москву, потому что его в городе Зеро, собственно, ничего уже не держит. Однако это Варакину так кажется, что его ничего не держит. Его держит сам город Зеро. Город Зеро Варакина уже не отпустит. Тот попал в его цепкие лапы, и никуда он от этого города уже не денется. Тем более, что Варакин, как позже выяснилось, является сыном повара по имени Махмуд. Так, по крайней мере, показывают улики...

***

Что интересно, этот прекрасный фильм по экранам прокатывался совсем недолго, да и по телевизору его почти не показывали. Почему? Некоторые критики делали вывод о том, что "Город Зеро" - фильм, рассказывающий в аллегорической форме о нелицеприятных сторонах перестройки (что, кстати, вполне похоже на правду), поэтому его и не любят власть предержащие. Но я не думаю, что именно этими причинами вызвано такое прохладное отношение прокатчиков к этому фильму. Просто он очень сложный и очень аллегоричный. Массовый зритель этот фильм не поймет и не полюбит (точнее, не понял и не полюбил). Это как "Парад планет" Вадима Абдрашитова. Совершенно потрясающий фильм с примерно такой же, как у "Города Зеро", скромной прокатной судьбой. С другой стороны, если бы эти фильмы делались для массового зрителя, то они были бы совершенно другими...

"Город Зеро" не имеет смысла пересказывать. Его надо смотреть и пересматривать, наслаждаясь каждым эпизодом. Самые великолепные сцены - когда смотритель музея (Евгений Евстигнеев) ночью демонстрирует Варакину экспонаты выставки, когда прокурор города (Владимир Меньшов) делает публичную попытку самоубийства и сцена с питьем пива элитой города Зеро в комнате Варакина.

Особую прелесть этой картине придает блестящий актерский состав. Причем, что редко бывает, никто из этих великолепных и знаменитых российских артистов не перетягивает одеяло на себя. Они играют единым и слаженным ансамблем, и мне даже трудно сказать, кто из них лучше.

Самая сложная роль, конечно, у Леонида Филатова. И он с ней справился блестяще. Чувства Варакина развиваются по четкой схеме: первоначальное возмущение, когда он понимает, что здесь что-то не так; некоторая растерянность, когда выясняется, что это "не так" удивляет только его одного; попытки разобраться в ситуации и понять правила игры; откровенный страх, когда он понимает, что из города выбраться невозможно; отупение и покорность судьбе, когда ясно, что бороться бесполезно. В финальной сцене Варакин садится на лодку без весел и уплывает. Куда? Да в никуда. Фильм не может закончиться хэппи-эндом. Варакин попал в город Зеро. Он никуда не уедет из города Зеро. Этот город своих жертв не отпускает.

Резюмирую. Великолепный, очень тонкий и умный фильм, снятый, однако, не для массового зрителя. Лично я считаю, что этот фильм непременно нужно посмотреть, однако вполне вероятно, что части зрителей он совершенно не понравится. Тем не менее я эту картину считаю одной из лучших в российском кинематографе. Редко встретишь такое блестящее сочетание практически всех составляющих фильма: сценарий, постановка и актерский состав.

http://exler.ru/films/04-07-2001.htm

0

5

"Город Зеро"

Хотите погрузиться в глубины сознания типичного советского человека? Хотите проследить за тем, как это сознание было совершенно смято и разрушено в период перестройки, как оно не выдержало жесткого и жестокого столкновения с реальностью? Тогда вам обязательно надо посмотреть этот фильм. Почему-то хочется провести параллель с "Шоссе в никуда" Дэвида Линча. Но подчеркнув сходство формы: создание абсурдного и наполненного скрытыми символами мира, подчеркнуть кардинальное отличие. Если "Шоссе" действительно уводит вас в никуда и совершенно бесполезно искать в нем какую-то скрытую создателем логику, то "Город Зеро" тесно связан с реальностью сотнями незримых нитей. И достаточно потянуть одну из них, чтобы в кажущемся абсурде увидеть абсолютно четкую логику, гениальные прозрения, блестяще подтвердившиеся дальнейшей практикой. Открывать для себя что-то новое можно при каждом новом просмотре: а это один из верных признаков шедевра.

Обычный советский инженер Варакин приезжает в обычнейшую командировку, в обычный провинциальный город. На первый взгляд - все в нем кажется совершенно нормальным: и завод, и люди, и лозунги на стенах. Но постепенно Варакин начинает втягиваться в театр абсурда, который все окружающие люди воспринимают совершенно нормально. В приемной у директора сидит голая секретарша и спокойно выполняет свои служебные обязанности. Попытка Варакина обратить внимание окружающих на это воспринимается с легким недоумением: "Да, действительно голая.". А что? Великолепный пример того, как теряется человек, когда на его глазах рушатся какие-то фундаментальные основы нравственно-этических норм. Вам нужен конкретный, реальный пример? Ради бога. Центральный орган комсомала, всем известная ныне "МК", в конце 80-ых начинает печатать статьи об оральном сексе. Как на это реагировать? Шок, ступор, оцепенение...

Следующий этап - втягивание героя в непосредственное развитие конфликта: самоубийство повара Николаева, который покончил с собой из-за того,что Варакин отказался попробовать его торт. Казалось бы обычный, ничем не примечательный поступок ведет к такой кровавой развязке. Страх, чувство вины, изоляция: и вот сам Варакин готов идти на поводу у окружающих, которым непременно надо объявить его сыном повара. Впрочем, мы увлеклись изложением событий фильма, в том время, как интереснее было бы поговорить о персонажах. Прокурор города Зеро - гениально схваченный портрет, нашего полуоппозиционного патриота-державника. Он везде ищет тайные мотивы, в самоубийстве видит хитро замаскированное убийство. Он патологический неудачник, который даже не может толком застрелиться, он - против власти, но одновременно составляет ее опору, он хочет что-то изменить, но все его убеждения укладываются в примитивную схему: "Матушка Русь, проклятый Запад"...

Повар Николаев - первый житель города Зеро, который когда-то решился станцевать рок-н-ролл и пострадал за это (чему поспособствовал, кстати, прокурор). Дается великолепный образ диссидента, и даже не его самого, а того, как на переломе эпох из мухи раздувают слона, как из в общем-то ничтожной общественной фигуры делают героя, пролагавшего новые пути. И то, что Варакина просят признать себя сыном повара Николаева неслучайно. Это связывание советского человека с пустышкой, с человеком пострадавшим не потому, что он был носителем и защитником какой-то большой идеи, а из-за негибкости и тоталитарности советской системы, глупости и ограниченности советских "прокуроров".

Посещение Варакиным местного краеведческого музея: отдельная песня и один из лучших эпизодов фильма. Думаю, любой человек, проводивший какие-то самостоятельные исторические исследования, пусть даже с помощью пары книг и Яндекса, сталкивался с проблемой отделения правдивой информации от ложной, "архивными" фальшивками, творчеством недобросовестных писак вроде Резуна, Фоменко, Мухина и пр. В музее города Зеро, совершенно бредовая, дичайшая информация (кровать Атиллы, римские легионы на территории России и т.д.) подается серьезно, с рассказом о методике исследования, с ссылкой на авторитет "профессора Роттенберга". Важно, то, что не вся информация является ложной. Например, не выдуман рассказ о брате Свердлова, хотя он кажется чистой воды вымыслом. Таким образом, правда и ложь тесно переплетаясь между собой совершенно запутывают сознание Варакина, для которого отделить их друг от друга - совершенно непосильная задача.

Прекрасно схвачен эпизодический образ эдакого либерального интеллигента: местного писателя. Показывая фильм о "героической" судьбе повара Николаева, он оплошал: дальше на кассете начинается какая-то банальная "порнуха". Казалось бы мелкая деталь: но сколько в ней смысла, раскрывающего облик героев нового, наступающего времени! В конце, вокруг Варакина собирается местный бомонд: партийный руководитель, директор завода, писатель, все тот же унылый прокурор, вчера пытавшийся застрелиться (непременно публично, что характерно), а сегодня развлекающий всю компанию песнями. Прогулка к дереву Власти. По легенде, Россией будет править тот, кто сорвет с него ветку. Приставшая к компании девка, просит сорвать одну на память. Писатель пытается отломить маленькую, но с треском отламывается большая и партиец машет рукой "Раз упало - берите все". Прокурор говорит Варакину: "Бегите" и тот бежит. Лес, туман, какая-то река, лодка: советский обыватель уплывает в неизвестность. Свобода? Вряд ли: в ушах все еще звучит предсказание, которое сделал инженеру один маленький мальчик: "Вы никогда не покинете этот город..."

В этом кратком превью раскрыта небольшая часть всех тех, кажущимися на первый взгляд, нелепыми символов, которыми буквально наполнен фильм. Помнится, кто-то жаловался, что до сих пор не создано ни одного приличного фильма о гибели СССР. Неправда, он есть. Только снят "Город Зеро" был тогда, когда СССР был еще жив и более-менее крепок: в далеком 1986-ом. Поэтому, из категории "анализ произошедшего", он плавно перемещается в категорию "предсказание будущего". В этом его гениальность и в этом слабость: во все времена пророки были крайне непопулярными фигурами...

http://redar.ru/2007/05/07/gorod_zero.html

0

6

реально стоящий?
AS-20 - сам смотрел?

а то я думаю - качать или не стоит...

0

7

nbpkiev написал(а):

реально стоящий?
AS-20 - сам смотрел?
а то я думаю - качать или не стоит...

Вот это удивил! Это ж классика! Не удержусь и процитирую стихотворение из фильма.

ПРИГОВОР НАРОДА

Штыки охраны, мы в Октябрьском зале,
Судейский стол, сталь прокурорских фраз.
- Так значит, сколько вы у немцев взяли,
Чтоб Родину продать в который раз?

И злость в глазах блеснула и погасла,
И подсудимые не смотрят в зал.
- Да, мы стекло подмешивали в масло!
- Да, Горького убить я приказал!

- Я деньги брал за шпионаж в рейхсвере,
Террор, вредительство, измена, яд!
Они сидят как пойманные звери,
Они по очереди говорят.

Чернов, Ягода, Розенгольц, Бухарин.
И вот уж тают лиц людских черты -
Чудовищные, дьявольские хари
Перед собой невольно видишь ты!

P.S. Фильмец специфический, не для фанатов "Гарри Поттера". :D

0

8

Странный это фильм.
Первый раз я увидел его когда-то в году 88-89, когда он только вышел в кинопрокат. Смотрели с другом в "1-м Комсомольском" кинотеатре на Сумской в Харькове (теперь этого кинотеатра нет - магазин какой-то там или ресторация).
Тогда казалось, вырвались мы из этого злоебучего города "Зеро", дня сурка, но в пространстве, по-русски...
Повторно посмотрел уже с год назад, dvd на ноутбуке... Я в том же городе "Зеро"... Ничё не изменилось! (Только иллюзии исчезли.)
Надо будет пересмотреть лет через 5...

0

9

vassilio написал(а):

Первый раз я увидел его когда-то в году 88-89, когда он только вышел в кинопрокат. Смотрели с другом в "1-м Комсомольском" кинотеатре на Сумской в Харькове

+1.
Наш класс как раз тогда водили куда-то мимо 1-Комсомольского (как в анекдоте про публичный дом - "А почему мимо?"). Вспоминаю свои детские впечатления от гигантской киноафиши с голой секретаршей :D .

0

10

AS-20 написал(а):

Вспоминаю свои детские впечатления от гигантской киноафиши с голой секретаршей

да, тогда это ещё  производило впечатление! :)
Этого я не помню.
Помню - возвращались к тролейбусной остановке (к площади Дзержинского к универу - ехать на алексеевку).
Было темно и звёзды на небе.
После фильма было хорошо.  Впереди - всё здраво и никакого уже абсурда, показанного  в фильме...
Утром я (молодой тогда специалист) (ещё) шел на свою  (ещё) первую работу - в Физико-технический институт низких температур АН УССР. Отдел теоретической физики. (Встаньте по стойке смирно! :)).
Давно это было. Всё прошло. И только, по-прежнему  "...ночь светла, над рекой тихо светит луна..."

0

11

:thank_you: vassilio, да вы романтик...

0

12

nbpkiev написал(а):

И только, по-прежнему  "...ночь светла, над рекой тихо светит луна..."

А-а-а... Да, да.
"Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа!
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда."

0

13

AS-20 написал(а):

А-а-а... Да, да.
"Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа!
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда."

Откуда такой вывод вы сделали?!
В этом старинном романсе подобных слов, слава Богу, нет...

Отредактировано vassilio (2007-08-11 01:21:12)

0

14

vassilio написал(а):

Откуда такой вывод вы сделали?

Песня из фильма.

0

15

AS-20 написал(а):

Песня из фильма

Да нет такого.  Какие, нах, деньги?

«Ночь светла»
(слова М. Языкова, музыка Н. Шишкина)

Ночь светла, над рекой
Тихо светит луна.
И блестит серебром
Голубая волна.

Тёмный лес… Там в тиши
Изумрудных ветвей
Звонких песен своих
Не поёт соловей.

Под луной расцвели
Голубые цветы.
Они в сердце моём
Пробудили мечты.

К тебе грёзой лечу,
Твоё имя шепчу.
Милый друг, нежный друг,
По тебе я грущу.

Ночь светла, над рекой
Тихо светит луна.
И блестит серебром
Голубая волна.

В эту ночь при луне
На чужой стороне,
Милый друг, нежный друг,
Помни ты обо мне.

Отредактировано vassilio (2007-08-11 03:59:32)

0

16

vassilio написал(а):

Да нет такого.

Советую не ждать 10 лет, а пересмотреть фильм. Там не только романсы поют.

0

17

AS-20 написал(а):

Там не только романсы поют.

Не только.
Я привёл то, что звучит во время побега героя из "вертепа"

0

18

vassilio написал(а):

Не только.
Я привёл то, что звучит во время побега героя из "вертепа"

Эпизод в конце, когда все собираются у Варакина на хате и поют разные песни. Вот там это и исполняют.

0

19

AS-20 написал(а):

Эпизод в конце, когда все собираются у Варакина на хате и поют разные песни.

Да я всё хорошо помню. Но когда совершается поход к невъёбному дубу (местной достопримечательности), и герой бежит из всей этой камарильи...
"Ночь светла..." - идёт как глоток свежего воздуха освобожденгия...
Впрочем, тут и заупокойное "Святый Боже, Святый Крепкий..." - пойдёт как гимн выходу из этого болота... :)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Форум НБП-Киев » Киноискусство » "Город Зеро" Карен Шахназаров